Виртуальная книжная выставка”Коль в жизни крутом я чего-нибудь стою”

Шайхзада Бабич – известный татаро-башкирский поэт, политический деятель. Считается классиком башкирской литературы.
Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 14 января 1895 года в селе Асян Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан. Классик башкирской литературы.Художественная литература привлекала одаренного юношу с ранних лет. Он рано освоил письмо, читал с шести лет. Мальчику нравились произведения Мажита Гафури, Габдуллы Тукая. Творческая биография Шайхзады началась в 1910-м, именно в этот год он написал свои дебютные стихотворения «О, книга», «Наш сад», «Жалоба», «Несчастен я», «Дождик, лей». Спустя три года журнал «Шура» напечатал первые стихи молодого поэта.

При жизни Шайхзады Бабича из печати вышел единственный сборник его стихов, получивший название «Синие песни. Молодой Башкортостан». Поэт прекрасно ориентировался в политической обстановке, и она находила воплощение в его творчестве. Однако не только события политической и общественной жизни находили свое отражение в поэзии Бабича, он очень тонко чувствовал лирику, живопись, любил природу. И, как всякий молодой человек, испытывал нежные чувства. Все это отразилось в его стихах – «Курай», «Весенняя песнь», «Мой ангел», «Красавицы», «Цветник имен». Не меньшее восхищение вызывают его произведения «Мандолина» и «Скрипка», они даже звучат как-то музыкально, певуче. Сам литератор умел играть на мандолине, имел отличные вокальные данные, и мастерски исполнял народные песни своей родины.

Спустя много лет, некоторые советские композиторы писали музыку на слова Бабича. К творчеству Шайхзады обращались и известные башкирские композиторы – Хусаин Ахметов, Загир Исмагилов, Рим Хасанов. Талантливого поэта вдохновляли просветительские идеи и дух национального возрождения. Талантливого поэта вдохновляли просветительские идеи и дух национального возрождения.

Еще в 1914-м Шайхзада написал стихотворение, которое назвал «Для народа». В нем точно и четко прослеживается программа поэта, его устремления и цели. Он связывал свою духовную и творческую жизнь с родным башкирским народом, с развитием его самосознания.

Талантливый поэт написал немало стихов, призывающих соотечественников бороться за свою свободу и независимость – «Нежданно», «Башкортостан», «Раскрой глаза!», «Салават-батыр». В 1919 году Бабич стал автором объемного «Стихотворения – обращения к башкирскому народу». Это поистине уникальный документ тех непростых времен, в котором поэт очень доступно и подробно рассказывает об особенностях национального движения в Башкирии. Шайхзада написал его буквально за несколько часов, издал, как листовку, и она передавалась из рук в руки.
Известен Бабич и своими сатирическими произведениями. В 1916 году он написал и издал балладу «Клоп» и поэму «Газазил», стал автором цикла эпиграмм под названием «Китабеннас». Они оставили значимый след в развитии тюрко-язычной литературы.

Поэту удалось отточить до филигранности технику стихотворных произведений, поднять их культуру до должного уровня. В его творчестве широко использованы традиционные народные песни и кубаиры, примером для Шайхзады стала восточная классическая поэзия.
Участвовал в башкирском национально-освободительном движении, входил в состав Башкирского правительства. В 1917 году возглавил Всебашкирский союз молодежи. Он прожил короткую жизнь, возможно, так и не успел познать радости любви и семейного счастья, не держал на руках новорожденного сына или дочь.

Смерть часто уносит молодых, талантливых, перспективных. Им бы жить и жить, создавать свои бессмертные произведения и служить на благо народа. Но, у судьбы на них свои планы. Такую же короткую, но яркую жизнь уготовила судьба и Шайхзады Бабичу. Он погиб в 24 года, но след, оставленный им в истории, поистине неизгладимый. Без него не мыслят башкирскую литературу, хотя имя поэта долгое время запрещали даже упоминать. Он обладал ярким талантом, был истинным патриотом, гуманистом, и пал от рук красноармейцев.

В Гайниямакской СМБ оформлена книжная полка “Коль в жизни крутом я чего-нибудь стою”
“Беҙ”
Беҙ үҙебеҙ – башҡорттар,
Күп ырыуға баш йорттар.
Беҙҙә гәүһәр, беҙҙә йәүһәр,
Беҙҙә һәр бер ашлыҡтар.

Беҙҙә тиңһеҙ сәхрәләр.
Сәхрәләр – ожмах улар;
Унда гөлдәр тирбәнеп,
Йәмләнергә саҡыралар.

Унда ҡоштар һайраша,
Күлдә ҡамыш шаулаша.
Ҡамыш буйы әрүшә;,
Тамаша, әй, тамаша.

Беҙҙә ҡалын урмандар,
Беҙҙә данлы Урал бар;
Урал аҫты алтындыр,
Өҫтә – шәфҡәт балҡыйҙыр.

Һиҙен, башҡорт, бәхетеңде,
Төшөн, башҡорт, атыңды;
Күрер өсөн тәхетеңде,
Истиҡбалың алтынлы.

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Хорошо
Показать снова согласие
на обработку файлов cookie.