Вернуться к О библиотеке

Наше село.

Альшеевский район имеет богатую историю. Благодатная щедрая земля, обширные пастбища, большие водоемы в окружении лесов – все это издавна привлекало людей, которые охотно здесь селились. Первыми поселенцами были башкирские племена, которые в 16 веке стали создавать небольшие селения.
Село Гайниямак является одним из древнейших сел Альшеевского района, оно образовано 1 июля 1743 году. Название села происходит от названия гайнинской волости и вторая часть от имени первоселенца Ямака Тайчинова.
Гайнинские башкиры в 1743 г. прибыли сюда из деревень Пермской губернии. Первыми переселенцами являются Ямак Тайчинов и Атнагул Иртуганов. Остальные башкиры прибыли сюда в том же году, позже.

В данный момент на территории СП проживает:
920 человек;
521 дворов;
52 ребенка обучается в общеобразовательной школе

На территории СП Гайниямакский сельсовет функционирует:
Администрация СП;
Общеобразовательная школа;
Детский сад дневного пребывания;
Сельский многофункциональный Дом культуры;
Отделение Почта России;
Сельская модельная библиотека;
ФАП;
Мечеть «Галия и Назметдин»
Сельхоз работы ведет ООО Агрофирма «Колос»

На селе живут и трудятся люди разных национальностей. Население занимается животноводством, земледелием, пчеловодством, кумысоделием, и т.д.


 

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайниямак

Название Гайниямак происходит от этнонима названия Гайнинской волости и антропонима имени первопоселенца Ямака. Об этом свидетельствуют договор башкир Илькуль (Иликей)-Минской волости и указ Уфимской провинциальной канцелярии, подтверждающий первый документ. \”Осинской дороги Гайнинской волости башкирцам Атнагулу Иртуганову, Емаку (Ямаку) Тайчинову (от тайсы) с товарыщи двадцати дворам, кои ныне живут на Ногайской дороге в Илькуль-Минской волости сего 1743 года июля 1 дня по данным вам доношениям объявили: желаете вы из Гайнинской волости переехать с 20 дворов. Оной Илькуль-Минской волости башкирцы Кутлумбет Мукаев с тов. для поселения уже припустили, на том припуске привезли вы в Уфимскую провинциальную канцелярию татарское письмо за мирскими тамгами, которые за крепость и в книгу записано, за который припуск отдали вы денег тем башкирцам 160 руб., почему уже из вас несколько устроились и распахали пашни и прожили они, чтоб с предписанными 20 дворами из Гайнинской волости в Илькуль-Минскую волость переехать и о том переезде дать им указ. По означенному припускному письму поселиться и жить дворами на земле Илькуль-Минской волости башкирцов Кутлумбета Мукаева с тов. 18 человек, чтобы им всякие службы служить и платить в казну её императорского величества ясаку вообще. 18 июля в Уфимской провинциальной канцелярии определено о переезде им дать указ. Выходит, что ходоки-гайнинцы ещё в 1743 г. из нескольких семей-дворов нынешнею весною устроились и распахали пашни\”. Эта дата является годом и месяцем создания деревни, то есть май 1743 г. Остальные башкирские семьи переехали сюда после заключения вышеприведенного договора, но в том же году.

В Гайниямак также были допущены татары из сословия государственных крестьян, которые в начале XIX в. представили властям текст нижеприводимого договора: «1763 года мая 20 дня Уфимского уезда Ногайской дороги Илькуль-Минской волости вотчинники башкирцы юртовой старшина Ильчигул Таймасов и команды его походный есаул Балгазы Кайгулов (первопоселенец одноимённого селения), рядовые Балта Алдаров, Чавкин (Чаплык) Исмагилов и Ишкильда Чураев с общего согласия дали мы сие договорное письмо… того же уезда и волости нашей в д. Ямакову перешедшим из Казанского уезда татарам Байрамилю Егоферову, Мухамету Инаймасову, Минке…, Мрезкис (?) Нобердину, Якупу Сулейманову и Мухамету Камтеву в том, что припустили мы реченных татар Байрамиля Егоферова с тов. и с братьями их, всего 34 душами, на пожалованную от прежних великих государей предкам нашим землю по согласию той дороги заводчиков башкирца Емака Тайчинова с тов. для житья в показанной деревне Ямаковой домами вечно и где им пашню пахать, сено косить и в обе стороны р. Демы лес рубить, хмель щипать, мельницы построить, кроме неводу с разными снастями рыбу ловить, борти не делать, беркутов и ястребов не ловить, а есть ли они убьют чёрную лисицу и куницу, то оное делить с нами пополам, за которой припуск ныне мы взяли у них с двора ж оброку по 2 рубли, впредь с каждого двора ж нам брать по 20 коп., если же кто из нас братья или сыновья разделятся, то оброку брать же нам каждогодно с двора по 20 ж коп. и более ничего не требовать. В чём и тамги свои приложили: Ишкильда Чураев, Балгазы Кайгулов, Балта Алдаров, Алдар Темитов, Абиш Иштяков, Кутлумбет Мукаев V, Ильчикай Чураев.» С 1773 г. сюда были допущены на поселение тептяри.

Башкиры в 1798—1865 гг. находились в военно-казачьем сословии, входя в 12-й (13-й с 1847 г.) башкирский кантон. После того, как Российская империя выполнила свои задачи на юго-востоке империи (Средняя Азия), башкир постепенно стали переводить из военного в гражданское сословие, превратив их в обычных государственных крестьян. Среди башкир распространились слухи о том, что хотят их превратить во временнообязанных крестьян, конфисковав их вотчинные земли. «Жители д. Гайниямак в числе 180 душ, желая переселиться в Сибирь, послали туда своих поверенных с целью поиска земли. Это случилось в 1863 г., когда стали ликвидировать кантоны. Они хотят быть казаками и избавиться от рекрута, что у башкир отнимут земли и наделят их землей как временно-обязанных крестьян». Однако это были лишь слухи.

В 1795 г. в деревне отмечено 220 башкир при 43 дворах. В 1816 г. было 486 башкир, 30 ясачных татар, 12 тептярей, в 1834 г. — 658 башкир, 80 ясачных татар, 7 тептярей, в 1859 г. — 978 припущенников, в 1870 г. — 1180 башкир, 96 татар, в 1920 г. — 2212 башкир. Как видно, в 1816 г. татары с тептярями составили 8 %. всего населения, в 1834 г. — 11,7 %, в 1870 г. — 7,5 %. Исходя из всего этого, в 1920 г. здесь было не менее 10—12 % татарского населения.

Гайнинские башкиры в 1743 г. прибыли сюда из деревень Пермской губернии: Кояново (Пермского уезда), Сарашево, Елпачиха, Ишимово (Осинского уезда). Гайниямакцы имели при себе удостоверение от 30 марта 1873 г. от башкир-вотчинников д. Сарашево о том, что они являются одновотчинниками с военными припущенниками из башкир д. Гайниямак (то есть в период кантонного управления находились в военном сословии).

В 1843 г. на 658 башкир было засеяно 256 пудов озимого и 1400 пудов ярового хлеба.

Управлением по делам архивов при Правительстве РБ создана электронная база данных «Ревизские сказки», в которую включены сведения о населении края по итогам переписей населения за 1795—1859 годы. Электронные копии материалов переписей населения за XVIII